ЭВОЛЮЦИЯ ЭКСТЕРЬЕРА НОМЕРНОГО

Первый опытный состав номерного, именуемый «канарейкой», пестрил разными цветами: желтым, зеленым и синим. Выбор был сделан в пользу последнего варианта. С 1977 года номерные были в синей окраске, с двумя полосами по бокам, четырьмя основными фарами под стеклом, двумя красными огнями спереди и решеткой между ними:

81-717
Вагон типа 81-717 ("50 лет московскому метро")

Начиная с вагона 9283, передние фары стали выпуклыми. Затем у вагонов типа 81-717.5 появились ещё две фары сверху (начиная с вагона 0154). Такой же вид имеют некоторые 81-717-е, прошедшие средний ремонт:

81-717.5 с шестью фарами
81-717.5 с шестью фарами по схеме 2-2-2

Наконец, последний вариант – шесть фар в ряд. Так выглядят вагоны типа 81-717.5М и 81-717.5Б производства ММЗ (начиная с 0394), а также старые вагоны, прошедшие капитальный ремонт второго объёма:

шесть фар в ряд
Вагоны 81-717 с шестью фарами в ряд, депо "Владыкино"

Промежуточные вагоны 81-714 в ходе эволюции изменились мало, разве что лампы сигнализации стали вертикальными.

И головные, и промежуточные вагоны могут иметь на дверях рисунок либо X, либо V белого цвета. В Москве преобладают X, однако есть много вагонов и с V. В Санкт-Петербурге почти все вагоны имеют V на дверях. Кстати, изначально номерные имели только X на дверях, однако со временем в депо ради экономии краски и времени стали делать V. Сейчас от этой практики отказались.

На мытищинских номерных изменялось количество гофр над подоконным ребром (на егоровских их было всегда три) – вагоны до 0043 и 9883, а также 0705-0728 имеют два гофра, а после – три. Состав с последними «двухгофровыми» вагонами ходит в Нижнем Новгороде и носит гордое имя «Пионер» (0041-9881-7825-0043):

"Пионер"
Вагон 81-717 № 0041из состава "Пионер", Нижний Новгород

Важной отличительной чертой вагонов производства мытищинского завода от завода "Вагонмаш" являются прерывающиеся по бокам нижние гофры

Егоровские модификации номерных (81-540.*) имеют заметные отличия от своих мытищинскх собратьев (81-717.5М). 81-540 внешне отличается только отсутствием эмблемы ММЗ на лобовине и декоративных кожухов под кузовом на передних углах вагона; однако уже модификация 81-540.1 отличается капитально: лобовина имеет абсолютно плоскую форму, кабина машиниста стала чуть больше. 81-541.1 отличается так же своей «квадратностью». Впрочем, подобный состав из вагонов типа 81-540.1/81-541.1 ("Невка") был выпущен всего один.

Вагон типа 81-540.7 имеет пластиковую кабину новой формы, 5 фар вместо шести.

Следующая модификация  - 81-540.8 – в народе носит имя «Членоголов» за характерную форму. Вагон имеет просторную кабину машиниста, сделанную из стеклопластика. Расположение фар здесь радикально отличается от 81-540: две фары расположены по краям кабины примерно на уровне автосцепки, а ещё три  - на самом верху между габаритными огнями. Лобовых окна у вагона два, причем меньшее из них является частью аварийного выхода из кабины. Над кабиной возвышается «горб» дополнительной вентиляции.

81-540.9 отличается от 81-540 только тем, что у него в ряду 5 фар, а не 6. Кабина же осталась стандартной (это связано с необходимостью обеспечения должного обзора отметки остановки на второй линии Санкт-Петербурга, где много станций типа "горизонтальный лифт").

81-540.2 или «Пришелец» имеет действительно инопланетный вид: фары разительно отличаются от стандартных, кабина имеет округлую форму. Первые 5 вагонов 2006 г.в. имеют водоотливной желобок, на всех 12-ти вагонах есть молдинг и тонировка верхней части лобового стекла на маске (которая по указанию службы подвижного состава Петербургского метрополитена была отменена на последующих вагонах), цвет кузова стандартный серо-синий. Все 8 вагонов 2007 года выпуска имеют синий тон кузова (RAL 5019), вместо молдинга белая полоса, загибающаяся дугой у маски. Вагоны 2008 года имеют двухцветную полосу шириной ок. 50 сантиметров (верх белый RAL 9003, нижняя часть серая RAL 7035), центральная часть маски под лобовым окном закрашена черным цветом. Кабины оснащены новым пультом управления от фирмы "Метроинжиниринг". В качестве промежуточных вагонов с 81-540.2 используются вагоны 81-714.5П производства ММЗ, вид которых отличается от 81-714.5М укрупнённой подоконной полосой (вместо меньшего по размеру пояса), V на дверях и отсутствием надоконного желоба. Внешний вид вагонов типа 81-541.2 аналогичен головным вагонам модели 81-540.2 2008 года выпуска.

автор фото: andzis
Вагон 81-714.5П № 1712, Санкт-Петербург

В отличие от базовой модели 81-540.2К имеет изменённую электрическую схему управления и решётки принудительной вентиляции на бортах кузова.

Вагоны модификации 81-717.6К имеют вид, сильно отличающийся от 81-717: лобовая часть стала более обтекаемой, были использованы фары, аналогичные устанавливаемым на вагонах типа "Русич", изменилась конфигурация лобового окна, в его верхней части установлено электронное табло (сильно ограничивающее обзор из кабины), в левой стороне кабины встроен трап для схода на путь, над окном появился "горб" принулительной вентиляции, в который встроены красные огни. Сбоку в кабине появились дополнительные окна.

автор фото: andzis
Вагон типа 81-717.6К № 0253, депо "Сокол"

На вагонах типа 81-717.6К/81-714.6К установлены новые бортовые лампы (как на 81-714.5П), а также лампы сигнализации закрытия дверей (как на вагонах "Русич" с состава "Акварель"). Подоконный пояс отсутствует, что стало скорее минусом - хорошо заметен грубый шов на его месте. Особого внимания заслуживает новая цветовая гамма вагонов: вместо привычной синей окраски они имеют верхнюю бежевую часть и нижнюю серую. При этом надоконный желоб и место, где раньше был подоконный пояс, выкрашены в голубой цвет, а крыша - в серый Двери также серые, а X на них заменён голубой полосой в самом низу. Стоит признать, что такой окрас дверей - не самое удачное решение.

Наши друзья:    www.metromost.com   Аппер метромост  Электропоезд   Форум московского метро   Проект Еж3