ТЕХНИЧЕСКАЯ ЭВОЛЮЦИЯ НОМЕРНЫХ

За свой более чем тридцатилетний путь первый номерной претерпел немалое количество изменений, его салон и оборудование все время обновлялись, что делало вагоны всё более комфортными как для машинистов, так и для пассажиров. И хотя комфорт этот далек от идеала, все нововведения были важны в истории не только номерного, но и всего вагоностроения в СССР и СНГ. Рассмотрим более подробно техническую эволюцию вагонов 81-717/714 (количественные характеристики Вы найдёте здесь).

Чем же первые номерные отличались от своих предшественников, главным образом, от Еж3? Первое отличие, конечно же, визуальное: у вагонов 81-717 была убрана за ненужностью торцевая дверь, изменено расположение фар, появился значок завода-изготовителя. В общем, лицо вагона приняло строгий, «деловой» вид. В 81-714, вобравшими в себя результаты разработок вагонов Еж4 и Ем-513,  была убрана кабина, что увеличило вместимость вагона. Салон вагонов тоже преобразился: освещение было заменено на более яркое люминесцентное, сиденья стали жестче и т.д.

Размеры кузовов вагонов,  пневматическое оборудование, аккумуляторные батареи и многое другое у номерных было аналогичным вагонам типа Е и Еж3. Однако были установлены новые, более мощные по сравнению с ДК-116, двигатели ДК-117Д мощностью 110 кВт (все вагоны - моторные). Вследствие этого были изменены и тележки вагонов (ибо масса новых двигателей была больше старых), было применено более жесткое надбуксовое и центральное рессорные подвешивания. Рабочее место машиниста, пульт и органы управления поездом перенесены с правой стороны в середину кабины машиниста и размещены перед большим ветровым стеклом, что сделало более удобным управление поездом в одно лицо. Вагоны имеют оборудование для системы автоматической локомотивной сигнализации с автоматической регулировкой скорости (АЛС-АРС), входящей в состав комплексной системы автоматического управления движением поездом (КСАУДП), а также оборудование для автоведения (в Москве не используется). В передней части промежуточных вагонов в подоконном поясе и над лобовыми окнами размешены отсеки с аппаратурой и приборами для маневровых передвижений. Туда можно подключить переносной пульт управления с контроллером машиниста для маневров.

автор фото: traindriver
Кабина номерного

Ещё одно нововведение – появление блока питания собственных нужд (БПСН, на номерных БПСН-5У2, состоящий из двух статических преобразователей тока). Эта штуковина преобразует 750-вольтный ток в 75-вольтный и 220-вольтный и направляет его для питания освещения салона, подзарядки батарей, питания цепей управления. Преобразованием тока занимаются тиристоры, при этом БПСН включает дроссели для коммутации этих тиристоров. Простые пассажиры «ощущают» присутствие БПСН, когда он громко гудит. Кстати, именно благодаря БПСН и батарее  (а-56) свет в вагоне не погасает на участках с обрывом контактного рельса, в отличие от вагонов типа Е.

На вагонах появились специальные лампы, состоящие из трех цветов. Первая сбоку (сверху у новых модификаций) лампа (белого цвета) следит за контролем дверей, средняя (зеленая) включена только при выбитом реле перегрузки, наконец, последняя, оранжевая, показывает, что включен пневматический тормоз.

На номерных установлен пневматический тормоз, включающийся на малых скоростях при торможении (при его отпуске раздаётся знакомое всем шипение).

Вентиляция в вагонах механическая, осуществляется через черпаки на крыше. Однако была предусмотрена и принудительная вентиляция, для чего были сделаны дополнительные воздухозаборники на бортах вагонов под окнами (начиная с 1980 года). Однако, эта система практически не используется.

В 1980 г. для вагонов метрополитена была выпущена опытная партия бандажных цельнометаллических колес, а в периоды 1980-1981, 1981-1983 гг.– безбандажных цельнокатаных колес соответственно с большей и меньшей толщиной обода, последние из которых начиная с 1984 г. при изготовлении новых вагонов полностью заменили менее надежные в эксплуатации подрезиненные колеса. В отличие от колесных пар с подрезиненными колесами в новых колесных парах редуктор устанавливается на предварительно напрессованную на ось втулку, а не на удлиненную ступицу колеса.

На вагонах 81-717 №9280, 9282, 0001–0004, 0006 и 81-714 №9689 9694-9697, 9823, 9824, 9827 и всех последующих Мытищинского завода, а также 81-717 с №8617, 81-714 с №7753 Ленинградского завода установлен модернизированный блок собственных нужд БПСН-5У2М, имеющий по сравнению с ранее выпускавшимся блоком БПСН-5У2 пониженный шум от статических преобразователей.

На вагонах модификации 81-717.5/81-714.5 стал устанавливаться новый пластик, новое оборудование, которые были менее огнеопасными, нежели в 81-717/714. Также были внесены изменения в тележки вагонов: они стали более прочнее. В салоне появились дополнительные поручни, было модернизировано освещение.

В конце 80-х г.г. в вагоны стали устанавливаться новые устройства связи "пассажир-машинист", до этого в салонах были лишь специальные звонки (такие можно увидеть в вагонах типа 81-714.3).

Существенные изменения были внесены при разработке модификации .5М. Во-первых, фары на головных вагонах стали располагаться в ряд по шесть штук. Во-вторых, БПСН был заменен на ББЭ - блок бортового энергоснабжения (отличие – в схеме) и ДИП (дополнительный источник питания). В-третьих, были установлены новые тяговые двигатели ДК-117ДМ мощностью 114 кВт. В-четвертых, для увеличения плавности хода на тележках .5М были установлены гидравлические амортизаторы.

В конце 90-х на вагонах типа 81-717.5М/714.5М вместо округленных потолков стали делать прямые потолки, вместо прямоугольных поручней - круглые, а также ставить трапы и аварийные двери для схода на путь на головные вагоны (вагоны № 0353, 0391, 2648 и далее) и систему пожаротушения "ИГЛА" (ныне она стоит на всех московских номерных). В 2001 году были выпущены вагоны №№ 2655 и 1429 - первые с антивандальными сидениями.

В старых вагонах типа 81-717, проходящих капитальный ремонт второго объёма (ныне просто КР), система Вестингауза заменяется на кран № 013, обновляются некоторые другие узлы в вагоне.

АСОТП "ИГЛА"
Пульт АСОТП "ИГЛА" в номерном

Опытные вагоны типа 81-717.6К/81-714.6К имеют достаточно много отличий от предыдущих модификаций: на них установлены новые тележки (которые будут испытываться при участии ВНИИЖТа), усилена шкворневая и хребтовая балки, установлено новое пневматическое оборудование (блок электропневматических приборов, авторежим, дверные цилиндры), изменена конфигурация кузова за счёт замены кабины, встроенного в неё трапа для схода на путь и установки системы принудительной вентиляции на крыше (аналогичной вагонам типа 81-718/81-719), заменены другие узлы и оборудование (с добавлением многочисленной электроники). Значительные изменения претерпела кабина вагона. Появился новый пульт, похожий на устанавливаемые в вагонах типа "Русич"; он включает в себя новый контроллер, блок управления ЦИК-01 "Сармат", встроенный пульт АСОТП "Игла", новую рацию поездной связи РВС-1, микрофон, улучшенную систему кнопок и дисплеев. В целом пульт стал эргономичнее и удобнее. За креслом машиниста, тоже ставшим более удобным (лично опробовано одним из авторов сайта), находится новый пульт управления освещением, вентиляцией и др. Также в кабине появился кондиционер и новое освещение, а на лобовом стекле - электронное табло, из-за которого значительно уменьшился обзор. В салоне установлены новые УСПМ, как в вагонах типа "Русич" и "Яуза", система принудительной вентиляции, а также заготовлены отверстия для камер видеонаблюдения.

В дальнейшем оборудование на вагонах данной модификации может претерпеть изменения в зависимости от результатов испытаний. Так, вагоны №№ 0252, 0706, 0253, на которых были установлены двигатели завода "Динамо", из-за банкротства поставщика отправлены на ММЗ для переустановки оборудования.

Наши друзья:    www.metromost.com   Аппер метромост  Электропоезд   Форум московского метро   Проект Еж3